Разделы
      НОВОСТИ          ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ        ПОИСК     
06.11.2025

В России вновь обсуждают, как приучить подрастающее поколение есть рыбу

Представители власти, науки и бизнеса сходятся во мнении: без системной работы по популяризации рыбной продукции, особенно среди детей, выполнить поручение президента о росте внутреннего потребления рыбы к 2030 году будет невозможно. Но за красивой целью скрывается целый узел проблем - от культуры питания и школьных меню до импортозависимости детского питания и барьеров для отечественных производителей.

Минздрав рекомендует россиянам потреблять не менее 28 кг рыбы на человека в год, но реальные показатели почти вдвое ниже. Особенно тревожна ситуация с детьми: по данным Росстата, 65 % школьников едят рыбу реже, чем требуется, а около 9 % - не едят вовсе.

На прошедшем недавно Международном рыбном форуме эксперты сошлись во мнении, что такая нелюбовь закладывается с питания в детсадах и школах. Школьные столовые, как правило, ограничиваются припущенной рыбой или паровыми котлетами, которая не нравится детям на вкус и запах. Меню неинтересно детям, а правила СанПиНа позволяют заменить рыбу мясом или творогом - этим активно пользуются школы. В итоге у ребенка формируется стойкое отторжение продукта.

Между тем мировой опыт показывает: любовь к рыбе - это вопрос воспитания вкуса. В Японии дети учатся есть рыбу еще в детсаду, в Норвегии существуют "рыбные дни" с инновационными форматами - рыба поедается в бургерах, палочках, паштетах. В Британии рыбу сделали "крутой", завернув в маркетинг и мультяшных героев.


Рынок для малышей


Исследование Nielsen, представленное на форуме, показывает: даже при падении рождаемости в стране есть сегменты детского питания, которые растут. Однако доля рыбных пюре в общем объеме рынка - всего 0,1 %. Ассортимент ограничен, отечественных брендов почти нет. Основные позиции занимают импортные продукты из хека, трески и лосося.

Парадокс в том, что самая массовая российская рыба - минтай - в детском питании практически не используется. "Минтай - главная рыба страны, 40% национального вылова, доступная по цене и качеству, но ее нет в рационе детей", - отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. По его словам, минтай способен обеспечить до трети суточной нормы белка и стать основой для дешевого, но полезного детского продукта.


Педиатры и технологии


Медики напоминают: регулярное употребление рыбы напрямую связано с развитием мозга ребенка. Глава кафедры пропедевтики детских болезней ИМД Пироговского университета Анатолий Моисеев привел данные: у детей, которые едят рыбу хотя бы раз в неделю, IQ в среднем на 8 баллов выше, чем у тех, кто ее избегает. Педиатры подчеркивают - начинать формировать вкус стоит еще во время беременности: аминокислоты и омега-3, содержащиеся в рыбе, влияют на развитие нервной системы плода.

Научные институты видят потенциал в глубокой переработке сырья. Так, начальник отдела технологического прогнозирования НИИ детского питания Елена Симоненко рассказала, что институт разработал линейку специализированных продуктов - от детских пюре до лечебного питания. Она отмечает: более 80 % ингредиентов для таких смесей, включая рыбные экстракты и жирные кислоты, сегодня импортируются. Импортозамещение здесь не менее актуально, чем в фармацевтике.


Водоросли и йод

Еще одно перспективное направление - использование морских водорослей. Российская компания из Карелии НПО "БИТ" разработала детское пюре с ламинарией. По словам директора предприятия Анатолия Хитрова, Россия входит в тройку мировых лидеров по дефициту йода, и водоросли могут стать естественным источником микроэлемента. Производитель уже построил при поддержке республики завод мощностью 35 млн упаковок в год. Однако сейчас проблема - пробиться в торговые сети: условия входа на полки для малых компаний оказываются непосильными, считает Хитров.

Замруководителя межрегионального управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти Елена Смирнова напомнила, что за последние годы приняты принципиальные изменения в законодательстве: впервые закреплено понятие "качество пищевой продукции", введены нормы здорового питания и обязательное использование йодированной соли. Ведомство провело огромное количество исследований и проверок школьных рационов, выявив острый дефицит рыбы и микроэлементов в питании детей.

Отдельное внимание уделяется безопасности: доля рыбной продукции, не соответствующей микробиологическим нормам, в 2023 году составила 5,3%. Роспотребнадзор намерен расширить систему цифровой маркировки "Честный знак" на рыбные полуфабрикаты, чтобы отследить путь товара "от трала до стола" и исключить контрафакт.


Правовые и экономические барьеры

Главная институциональная проблема - госзакупки. Закон о госзакупках обязывает школы выбирать поставщика по минимальной цене, а значит, на тендерах выигрывает не качественная, а дешевая рыба. Директора готовы кормить детей хорошими продуктами, но вынуждены покупать то, что позволяет контракт.

Одно из предложений - закрепить на уровне региональных стандартов обязательное присутствие рыбных блюд в школьном меню и исключить возможность их замены.

Источник: Российская газета
Просмотры: сегодня: 118, всего: 118

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность