Разделы
      НОВОСТИ          ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ        ПОИСК     
11.11.2016

«Роснефть» покоряет ледяную стихию

Компания «Роснефть» завершила комплексную научно-исследовательскую экспедицию «Кара-лето-2016», организованную совместно с Арктическим научным центром и Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом. Результаты будут положены в основу программы комплексного освоения природных богатств российского Севера.

Буксир для ледяного исполина
Специалисты экспедиции успешно провели апробацию уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. Впервые в России выполнена буксировка айсберга массой свыше 1 млн тонн, что является значимым событием и в мировой практике. В результате работы «Кара-лето-2016» подтверждены на практике ранее сделанные расчеты по управлению ледовой обстановкой. Это должно обеспечить безопасность арктических платформ и судов от айсбергов, которых немало в центральном секторе Арктики.

В экспедиции участвовали научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» и ледокол «Капитан Драницын». Задача оказалась весьма сложной: плавучие ледяные горы, встречающиеся близ Северной Земли, достигали поистине огромных размеров.

«Когда началась первая буксировка, я ощутил гордость за нашу команду, за наши суда, — делится впечатлениями представитель компании «Роснефть» в экспедиции «Кара-лето-2016» Константин Корнишин. — Хотя технически все оказалось не так сложно. Надо было быстро обойти судном-буксировщиком исполинскую ледяную гору, оставляя за собой плавающий хвост-спецканат, потом поймать его оголовок на выходе, вытащить на корму, закрепить и осторожно натянуть...»

Но буксировать надо дрейфующую громадину размером 100 метров на 100 или больше, высотой как минимум с московскую пятиэтажку, да еще уходящую в глубину метров на 100 или даже на 200.

Экспедиции требовалось отрепетировать любые варианты развития ситуации при разной погоде. Чтобы дать оптимальные рекомендации на будущее — когда в море установят реальные нефтяные платформы и на какую-нибудь из них пойдет в атаку реальный айсберг.

«Перетаскали 18 самых различных айсбергов, — рассказывает сотрудник Арктического научного центра Ярослав Ефимов. — Отработали технологию. Убедились, что главное — вовремя обнаружить нашего потенциального «клиента». Далее достаточно отклонить ледяную глыбу на другой курс, отбуксировать на 3-4 мили — и платформа окажется в безопасности...»

В результате тренировок специалисты составили рекомендации к постройке судов-снабженцев ледового класса, пригодных для такой работы, с определенным тяговым усилием. Особые требования предъявляются к корме, на которой будет крепиться буксировочный канат.

Помимо воздействия на траекторию перемещения айсбергов ученые занимались их детальным изучением. Проводилась съемка надводной и подводной поверхности айсберга, устанавливались дрейфующие буи для определения параметров его поступательного движения и вращения, строилась 3D-модель.

Ученые завершили программу исследований ледников на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, островах Де-Лонга и Земле Франца-Иосифа. Произведенная радиолокационная съемка и аэрофотосъемка продуцирующих ледников позволит определить характеристики айсбергов и выявить зоны их интенсивного образования. Словом, создали основу системы, способной предсказывать опасность, включая технологию электронного и визуального обнаружения плавающих ледяных гор с максимально возможного расстояния.

Теперь мы знаем, чем живет Арктика
Одно лишь детальное перечисление научных программ, выполненных ныне в Арктике по программе «Кара-лето-2016», заняло бы не меньше четверти газетного листа. За два с половиной месяца плавучая лаборатория «Академик Трешников» и ледокол «Капитан Драницын» прошли все моря российского сектора Арктики — от Баренцева до Чукотского. Участники экспедиции заглянули на каждый остров, а научные экипажи провели сотни уникальных географических, геофизических, геологических, биологических и инженерных исследований. Причем многие исследования имеют совершенно уникальный характер, проводились впервые в российской и даже мировой практике, а их польза для освоения арктического бассейна просто неоценима.

«Теперь мы действительно знаем, как живет Российская Арктика сегодня, и даже можем прогнозировать ее завтрашний день», — говорит Константин Корнишин.

Этой системностью и отличается нынешний этап освоения Арктики от прошлых десятилетий и даже столетий . Ведь начиная с экспедиций первопроходцев XVIII-XIX веков Степана Муравьева и Семена Челюскина, Витуса Беринга, Фритьофа Нансена, Георгия Седова и других героев эта огромная территория изучалась эпизодически с последующими перерывами в годы и десятки лет. Свой вклад внесли последующее транспортное освоение полярных морей и даже создание серии метеостанций «СП» на дрейфующих льдинах. Тем не менее Арктика по-прежнему оставалась terra incognita — «чертовой кухней» мировой погоды, про которую точно никто не знал, какое «блюдо» она варит на завтрак и что приготовит на ужин.

Сегодня наблюдение за этой «кухней» поставлено на совершенно иную технологическую основу. Арктика получила электронные сети постоянного, круглогодичного наблюдения. Метеорологические датчики фиксируют температуру, ветер, давление, влажность, осадки. Сейсмостанции записывают информацию о сейсмических событиях. Под особым присмотром малоизученное с точки зрения оценки сейсмичности море Лаптевых. «Мы обставили море шестью станциями и теперь слушаем, смотрим, анализируем, — рассказывает Корнишин. — Еще 16 однотипных заякоренных притопленных океанологических станций с датчиками течений и волнений, температуры, солености установлены на глубине около 30 метров в акватории от Карского до Чукотского морей». Научные суда вернулись на базы, но аппаратура осталась и работает. Собирает комплексные сведения о здоровье Арктики — каждый день, каждый час. Раньше у людей не было таких возможностей контроля.

Данные помогают метеорологам повышать точность своих прогнозов.

Главный принцип — не навреди!
Спросите, почему этой наукой занимаются нефтяники? Не потому, что самые богатые и деньги девать некуда. Арктика — крупнейшая в мире кладовая углеводородов. Под ее льдами, согласно данным Американской геологической службы, спрятано как минимум 240 млрд баррелей уже разведанных запасов и газового эквивалента. Еще около 150 млрд баррелей находятся в пока не разведанных месторождениях.

Одновременно арктические моря пока еще считаются наиболее чистыми водоемами Мирового океана. И должны при любом развитии событий оставаться такими. Именно поэтому «Роснефть» задолго до начала освоения шельфовых месторождений запланировала и реализует крупнейшую комплексную программу изучения Арктики с целью выработки экологически безопасных технологий разведки и добычи углеводородов.

Так что здесь все взаимосвязано: наука и практика, экологическая защита и реальное производство.

Причем комплексную картину нужно знать не только «здесь и сейчас», но требуется достаточно долговременная история наблюдений. Технология зачастую смыкается с романтикой давних открытий и древних легенд.

Форпост науки в высоких широтах
Параллельно с максимальной автоматизацией системы наблюдений за Арктикой «Роснефть» приняла решение об организации на Таймыре, на побережье Хатангского залива, научно-проектной базы. Отсюда будет выполняться круглогодичный мониторинг природно-климатических условий, а в зимний период — ледоисследовательские работы в море Лаптевых. До конца 2016 года в составе этой базы запланировано строительство научного центра с необходимым лабораторным оборудованием и жилого поселка.

«Хатангский залив выбран из-за удобного расположения, как географического, так и транспортного, — говорит Константин Корнишин. — База будет использоваться как научный форпост «Роснефти» в полярных морях — для разработки и апробирования новых технологий, технических средств и материалов, предназначенных для использования в суровых климатических условиях. А также для проведения геофизических работ и наблюдения за животными».

Как говорят мои собеседники Константин Корнишин и Ярослав Ефимов, в экспедиции многое приходится делать «попутно». Ибо основная работа жестко запланирована, на каждую операцию составлена четкая и подробная инструкция. Вплоть до того, где должен стоять тот или иной участник операции, куда смотреть, что делать. Правила промышленной безопасности в «Роснефти» выполняют строго. Лучшая экспедиция — та, в которой обходятся без приключений.

Но они случаются. На «Академике Трешникове» в Карском море неподалеку от острова Тройной архипелага Известий ЦИК радисты приняли сигнал SOS. Белые медведи взяли в осаду тамошних метеорологов Гидрометеоцентра, у которых закончились средства отпугивания хищников.

Коллег-полярников надо было выручать. Приняли решение послать вертолет с биологами. Винтокрылая машина отпугнула наиболее нахальных незваных гостей. Всего на острове пилоты насчитали девять особей, включая двух самок с медвежатами. Сотрудников метеостанции снабдили фальшфейерами и сигнальными ракетами — на случай, если белые медведи вдруг вздумают вернуться.

Как жить в мире с белым медведем
Но эта встреча с хозяевами Арктики для «Кара-лето-2016» была не единственной. В задачу биологов экспедиции изначально входило изучение животного мира полярных морей, и прежде всего белых медведей. Эта программа у «Роснефти» появилась еще в 2014 году. Заодно компания взяла под опеку всех особей белого медведя, которые содержатся в зоопарках России.

А в Арктике специалисты изучали медведей в родных условиях: диагностировали здоровье, снабжали радиопередатчиками нового поколения — для наблюдений за миграцией.

Всего за время наблюдений изучили около 30 белых медведей, в том числе в поле зрения ученых находились 10 особей. Кстати, современные спутниковые передатчики и способы их безопасного крепления были разработаны специально по заказу Арктического научного центра в рамках «медвежьей» программы.

В этой экспедиции биологи занимались также изучением лежбищ моржей. Нескольких пометили, как прежде это уже сделали с медведями. Регулярно собирали данные о количестве и качестве «бентосных сообществ», проще говоря — кормовой базы для моржей. Круглосуточно наблюдали за птичьими колониями, которые прилетают выводить потомство в полярные широты.

Как сообщает пресс-служба «Роснефти», экспедиция «Кара-лето-2016» была 12-й в программе летнего и зимнего изучения Арктики начиная с 2012 года.

Нынешняя стала «самой масштабной в области исследования арктической фауны». Полученные данные помогут актуализировать и дополнить современное представление о биологии и экологии отдельных видов — индикаторов устойчивого состояния арктических морских экосистем.

http://www.benzol.ru/n/53709
Источник: Benzol.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 479

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность