Разделы
      НОВОСТИ          ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ        ПОИСК     
29.06.2016

От "черного золота" до современной нефтехимии

Омский НПЗ является лидером по объемам переработки: порядка 21 млн тонн нефти здесь ежегодно превращается в востребованную продукцию. Проследим путь, который проходит сырая нефть на предприятии

К Омскому нефтеперерабатывающему заводу все чаще применяется эпитет "самый". ОНПЗ – самый крупный производитель бензина в России с самой высокой в стране глубиной переработки нефти – 91,7 процента.

От нефти до нефтепродукта

А еще здесь на товарно-сырьевой базе расположены самые большие резервуары с нефтью на территории нашей области. В огромных цистернах объемом 50 тысяч кубометров хранится "черное золото". Идет оно с месторождений Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Сегодня ОНПЗ перерабатывает легкую нефть марки Siberian Light, которая характеризуется низким содержанием серы. А начиналась история нефтезавода с башкирской нефти, она поставлялась на ОНПЗ до конца 1960-х годов.

Солидные запасы нефти на Товарно-сырьевой базе № 2 (ТСБ-2) Омского НПЗ создаются для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Нефти в резервуарах хватит почти на пять суток работы завода. Чтобы нефть из 50-тысячников не испарялась, сверху установлены понтоны. Для пожарной безопасности на каждом резервуаре есть приборы пенотушения. За состоянием цистерн и нефтепроводов наблюдают сотрудники ТСБ-2. На экранах мониторов благодаря установленным на территории видеокамерам отчетливо видно все, что происходит на базе. Например, в насосной отслеживают давление подачи нефти на завод. Оно должно быть постоянным, поскольку скачки могут сказаться на работоспособности установок.

ТСБ-2 – это не только пункт приема сырой нефти, но и место, где происходит отгрузка готовых нефтепродуктов. Специалист-технолог управления главного технолога ОНПЗ Александр ГОДЗЕНКО рассказал: "Товарно-сырьевая база № 2 – это одна из ключевых артерий нефтезавода. Сюда нефть приходит, и сюда же после ее переработки поступают готовые продукты. Это самые востребованные потребителями продукты – дизель летний и зимний, и автобензины 92 и 95 марок, и самолетное топливо". Авиакеросином Омский нефтезавод обеспечивает не только местный аэропорт, но и иногородние. Семь лет назад на товарно-сырьевой базе введена в эксплуатацию автоматизированная установка тактового налива, которая обеспечивает герметичность отгрузки нефтепродуктов.

В 2017 году на ТСБ-2 начнется техническое перевооружение. Сегодня автоматизированная установка тактового налива (АУТН-2) является тупиковой, но уже через два года станет проездной, и грузопоток, проходящий через нее, в разы увеличится. Сегодня учет веса отгружаемых нефтепродуктов ведется при помощи динамических весов, которые расположены за территорией ОНПЗ: состав взвешивается до загрузки продукции и после. Точность взвешивания имеет погрешность 0,5 процента. Чтобы ее уменьшить, планируется установить статические весы на АУТН-2, они будут взвешивать цистерны во время налива. Это сократит погрешность вполовину.

Кроме того, на одной из галерейных эстакад открытого типа будет внедрена система герметичного налива нефтепродуктов, появится установка конденсации паров углеводородов, которая будет собирать их во время налива и вовлекать во вторичную переработку. На данный момент эстакада обслуживает одновременно 72 цистерн, на их наполнение уходит около трех с половиной часов. После реконструкции среднесуточная отгрузка нефтепродуктов здесь вырастет на 30 процентов.

Качество

Омский НПЗ строго отслеживает качество своих продуктов. В частности, в 2010 году на предприятии были смонтированы блоки фильтрации, которые обеспечивают чистоту отгружаемого авиакеросина до стадии, что его можно сразу заливать "в крыло".

На страже качества нефтепродуктов стоит лаборатория технического контроля. В ее стенах происходит анализ поступающего сырья и выпускаемых продуктов по огромному количеству параметров. В целом лаборатория располагает оборудованием для проведения испытаний по 400 методикам. В 2015 году ее сотрудники провели около миллиона различных испытаний. Например, паспортизация партии автомобильного бензина занимает немногим более трех часов, а для оценки качества 95 марки автобензина нужно исследовать 18 показателей.

Одной из главных характеристик экологичности нефтепродуктов является содержание в них серы. Заместитель начальника лаборатории технического контроля Андрей КОРОЛЕВ рассказал:"Омский НПЗ с 1 января 2016 года выпускает бензины только 5-го экологического класса. Это значит, что массовая доля серы в них не должна быть более 10 миллиграмм на килограмм. Для различных марок бензинов у нас это число колеблется от 6 до 10".

Лаборатория технического контроля ОНПЗ занимается исследованиями не только для нужд своего предприятия. Здесь делают анализы для государственных структур – ФСБ, МВД, прокуратуры, следственного комитета, а также для надзорных организаций, которые занимаются контролем эффективности использования топлива. Еще одним заказчиком является город: для операции "Чистый воздух", ежегодно проходящей в теплые месяцы, здесь делают анализ зашифрованных проб моторного топлива, взятых с различных автозаправочных станций.

Производство битума

Летом Омский НПЗ ежедневно изготовляет 2100 тонн битума. С начала года его отгрузили потребителям уже более 170 тысяч тонн. Большую часть произведенного за сутки битума – около 70 процентов – потребители забирают самовывозом на машинах (полуприцеп-цистерна для темных нефтепродуктов). Это 1,5 тысячи тонн. Другая часть упаковывается в картонные контейнеры типа "кловертейнер". Они удобны для перевозки."Их можно погрузить на любой транспорт и доставить в самую удаленную точку страны. Потребитель имеет возможность купить любое нужное ему количество – 10 или 20 тонн, в то время как в железнодорожную цистерну можно залить не менее 60 тонн. Хранится битум в кловертейнерах целый год, причем без потерь качества, так как в эту упаковку не попадает влага – она сделана из многослойного картона", – рассказал начальник комплекса получения битума и кокса Игорь КОНЫШЕВ. Он обратил внимание, что битум нефтяной дорожный (БНД) наиболее востребован в теплое время года, ведь используется битум в основном в дорожном строительстве.

Лишь небольшая часть – около 10 процентов – производится кровельного битума. У него более жидкая консистенция. Зимой, когда спрос падает, произведенный битум отправляется на склад временного хранения. На его площадке могут разместиться 9 тысяч кловертейнеров, в каждом из которых 985 килограмм битума.

Игорь КОНЫШЕВ рассказал, что весь асфальт, который сегодня укладывается на омских дорогах, содержит битум, произведенный на ОНПЗ. Содержания битума в тонне асфальтобетонной смеси составляет 50–70 кг. Производственные мощности получения битума на Омском НПЗ значительно перекрывают потребности региона. Продукт отправляется далеко за пределы нашей области – от Урала до Дальнего Востока, в Монголию, Китай, на Камчатку.

"Кроме битума мы производим на нашей установке полимерно-битумные вяжущие (ПБВ). Они на 70 процентов увеличивают эластичность асфальтобетонного покрытия, делают его устойчивым к колееобразованию и обеспечивают более долгий срок службы, – рассказал Игорь КОНЫШЕВ. – Сегодня они широко используются при строительстве магистралей международного и федерального значения".

http://www.benzol.ru/n/519FA
Источник: Коммерческие Вести
Просмотры: сегодня: 1, всего: 212

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность