Обсуждение проблемы возврата российскими торговыми сетями
непроданных продуктов поставщикам показало, насколько
разнятся позиции участников рынка: законодатели выступают за
жесткий запрет такой практики и готовы обсуждать нюансы этого
вопроса только после принятия закона в первом чтении в
Госдуме, а ритейлеры призывают дать шанс саморегулированию.
Единой позиции нет и у экономического блока
правительства.
Во вторник в Минпромторге РФ под председательством
статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли
Виктора Евтухова состоялось совещание по вопросам
взаимодействия торговых сетей и поставщиков на рынке. Оно
было посвящено проблеме возврата ритейлерами продуктов
поставщикам - хотя эта тема достаточно старая, она
периодически всплывает в медийном пространстве.
В середине января в Госдуму был внесен законопроект,
запрещающий возврат поставщикам продуктов, которые не были
проданы торговыми сетями за определенный срок. Сейчас
торговые сети и поставщики могут заключать договоры,
предусматривающие возможность возврата продуктов, если это
выгодно обеим сторонам - но законом запрещено навязывать
включение условия о возврате.
Сенатор Сергей Лисовский, один из авторов законопроекта, в
ходе совещания пояснил, что разработка документа
потребовалась из-за сложностей подтверждения в судах
подобного навязывания. "К сожалению, рыночная сила
торговых сетей такова, что производители не решаются подавать
в суд, либо составляют протоколы разногласий по существующим
и представленным договорам поставки", - сказал он.
"Мы провели большое расследование, было опрошено
достаточно много предприятий. Мы детально поработали с 500
производителями в стране, более 70% поддержали нашу позицию,
и большое количество отраслевых союзов. После этого мы пришли
к решению выйти с этой законодательной инициативой", -
добавил сенатор.
НОРМА ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ
Предложение о законодательном запрете возврата продуктов
первой из органов исполнительной власти прокомментировала
Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Замглавы ведомства
Андрей Кашеваров законопроект поддержал.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
Тимофей Нижегородцев, выступая во вторник, признал, что
навязывание практики возвратов в России существует и тяжело
доказывается в суде. Наибольшую остроту эта проблема, по его
словам, приобрела в поставках скоропортящихся продуктов. Хотя
ФАС и поддерживает отказ от возвратов, службу беспокоят два
аспекта.
"Во-первых, прямой запрет, полный - хотя, на наш взгляд,
можно было сделать чуть более рыночный инструмент. Второе,
что нас беспокоит - если будет принято критическое решение,
что мы меняем нормы в этом законе, то она не закрывает
практику (возвратов - ред.) То есть ее нужно дорабатывать,
добавлять соответствующие случаи, когда речь идет об истекшем
сроке годности, условия хранения таких товаров", -
отметил Нижегородцев.
"То есть расширять норму, делать ее более, так сказать,
учитывающей все обстоятельства, которые могут возникнуть
вокруг этого возврата", - добавил он. Начальник
управления также указал на необходимость принятия поправок в
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) для
введения ответственности за нарушение запрета на возвраты
продуктов.
С необходимостью доработки статьи законопроекта о запрете
возвратов согласился директор по развитию Ассоциации компаний
розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие российские
торговые сети) Юрий Борисов. "Я хотел бы напомнить, что
в гражданском законодательстве существует целый набор
положений, которые защищают интересы добросовестного
приобретателя, связанные с фальсификатом, с контрафактом, со
скрытыми недостатками", - сказал он.
"Очень хотелось бы не упустить этих положений в случае
доработки этой статьи, чтобы добросовестный приобретатель - в
нашем случае это организация торговли - имела бы достаточно
надежную защиту от различных неприятных сюжетов", -
добавил представитель АКОРТ.
В МИНИСТЕРСТВАХ НЕТ ЕДИНСТВА
В итоге, заключил Нижегородцев, законопроект может быть
принят в первом чтении, но должен быть доработан во втором, и
ФАС готова предоставить свой опыт для совершенствования
документа.
"Мы готовы во втором чтении обсуждать эти доработки. Но
чтобы было понимание, закон в таком виде уже внесен, и он в
таком виде в первом чтении будет принят. Во втором чтении мы
готовы обсуждать какие-то моменты, но наше глубокое
убеждение, что закон необходим", - ответил сенатор
Лисовский.
Профильные министерства единого мнения относительно
законопроекта во вторник не высказали. Директор департамента
экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Минсельхоза
РФ Анатолий Куценко заявил, что министерство документ
поддерживает.
Замдиректора департамента развития малого и среднего
предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Кирилл
Емельянов указал на возможные негативные последствия от
принятия законопроекта. По его словам, с точки зрения
потребителя ситуация с продуктами в случае запрета возвратов
может ухудшиться как по ассортименту, так и по цене, и
конечные издержки - если они будут - перейдут на
покупателей.
На риски при введении законодательного запрета указал и
замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. "Есть очень много
товаров, которые находятся на полке "для
ассортимента" и не очень хорошо продаются, но которые
торговые операторы должны у себя держать. На мой взгляд, есть
риски для ассортимента и для поставщиков, чья продукция не
пользуется повышенным спросом", - сказал Евтухов
журналистам после совещания.
Вместе с тем Лисовский не видит рисков перекладывания
издержек на потребителя. "Если мы все признаем, что от
возврата хлеба есть издержки, то сейчас издержки несет
производитель. Спрашивается - куда производитель эти издержки
девает? Конечно, в цену продукции. То есть эти издержки, если
они есть, все равно в конечном итоге переходят к
потребителю", - сказал он.
РИТЕЙЛЕРЫ ПРОТИВ
Ритейлеры и раньше выступали против законодательного запрета
возвратов продуктов, предлагая решать эту проблему в рамках
переговоров и механизма саморегулирования. Директор по
развитию АКОРТ Борисов напомнил об опыте взаимодействия с
хлебопекарными предприятиями: благодаря сотрудничеству сети и
производители смогли самостоятельно, без законодательного
принуждения, сократить число возвратов хлеба. В результате
экономия, по оценке участников рынка, составила 5 миллиардов
рублей.
"Мы совершенно уверены, что эту практику следует
продолжать, и мы сейчас находимся на этапе взаимодействия с
нашими коллегами, которые представляют средние сети и малые
форматы торговли. Мы считаем, что это более эффективный путь
решения проблемы возвратов", - заявил Борисов.
По мнению АКОРТ, практика возвратов на российском рынке не
слишком распространена. "Мы проводили мониторинг еще
прошлым летом, по итогам ноября мы оценивали общий объем
возвратов на уровне 1%. По различным причинам - по причинам
нарушения маркировки, неправильных поставок", - отметил
директор по развитию ассоциации.
"Мы считаем, что на таком уровне мы вполне можем с
использованием механизмов саморегулирования существенно
снизить остроту этой проблемы", - сказал Борисов.
Он указал и на другие негативные последствия законодательного
запрета возвратов. Например, отказ от возвратов хлебобулочной
продукции вкупе с логистическими проблемами может вести к
тому, что в магазине хлеба может не оказаться в середине дня,
когда покупателей не так много.
"Есть серьезное опасение, что те производители, которые
заинтересованы в продвижении новинок, будут испытывать
определенные трудности, потому что выводить на рынок новый
товар и иметь гарантию его продажи - торговой сети здесь
будет достаточно трудно планировать закупки таких
товаров", - добавил представитель АКОРТ.
В свою очередь глава Союза независимых сетей России (СНС, в
него входят региональные ритейлеры) Сергей Кузнецов отметил,
что в регионах есть случаи навязывания невыгодных условий
поставки самими поставщиками.
"Мы считаем, что она (проблема возвратов - ред.) не
является глобальной. Это раз. Второй момент: она может
решаться в рамках взаимных договоренностей, договорных
отношений и дополнена саморегулированием", - согласился
со своим коллегой Кузнецов.