Предлагаются субсидии на экспорт в вагонах и
цистернах
Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил расширить
программу компенсации до 50% затрат экспортеров на
транспортировку продукции АПК наземным транспортом. РЭЦ
предлагает распространить субсидии на перевозки не только в
контейнерах, но и в крытых вагонах и цистернах (перевозка
бакалеи и масла). Всего в 2017 году на эту меру, заработавшую
в сентябре, правительство выделило 100 млн руб. Эксперты
полагают, что расширение механизма потребует в будущем
выделить из бюджета не менее 500 млн руб.
РЭЦ предлагает расширить программу господдержки экспортеров
продовольственной продукции через компенсацию им до половины
транспортных расходов, в том числе на железнодорожную
перевозку. Механизм, распространяющийся сейчас только на
контейнерные перевозки сельхозгрузов, предлагается расширить
на транспортировку их крытыми вагонами и цистернами. Письмо
об этом 24 октября управляющий директор по организации
международных проектов РЭЦ Михаил Мамонов направил
замдиректора департамента экономики и финансов правительства
Антону Григорову. Господин Григоров вчера сообщил “Ъ”, что
вопрос находится в работе.
Программа поддержки экспортеров заработала в сентябре. В 2017
году на компенсацию затрат на перевозку до 40 тыс. тонн
продукции выделено 100 млн руб. Для получения субсидии
компания должна обратиться в РЭЦ, окончательное решение
принимает Минсельхоз. Компенсируется до 50% фактически
понесенных затрат в пределах установленных лимитов и не более
50% стоимости перевезенной продукции.
Как пояснил “Ъ” Михаил Мамонов, в основном речь идет об
экспортных маршрутах в Китай — экспортные поезда отправляются
из Ворсино в Далянь и Чэнду, в начале ноября в Чэнду также
отправился поезд из Уфы. Сейчас интерес к программе стали
проявлять производители, для которых перевозка в контейнерах
невозможна или нерентабельна и которым было бы выгодно
задействовать крытые вагоны и цистерны, рассказывает он.
Поэтому совместно с Минсельхозом РЭЦ проработал вопрос о
расширении списка подвижного состава, сейчас предложения
рассматриваются в аппарате правительства.
В Минсельхозе “Ъ” подтвердили, что данный вопрос
прорабатывался министерством и был поддержан
заинтересованными ведомствами. По мнению Минсельхоза, новые
изменения позволят увеличить объемы несырьевого экспорта
продукции АПК, поскольку крытые вагоны и цистерны широко
используются при транспортировке продукции
мукомольно-крупяной и масложировой промышленности.
Эффективность этого механизма можно будет оценить по итогам
полугода-года его реализации, говорят в Минсельхозе. В ОАО
РЖД соглашаются, что предоставление субсидий при перевозках
грузов в контейнерах уже позволило привлечь дополнительные
объемы несырьевого экспорта на железную дорогу и можно
ожидать, что распространение их на вагоны и цистерны позволит
нарастить грузооборот.
Гендиректор «РЖД Логистика» (РЖДЛ, оператор ускоренного
контейнерного маршрута в Китай) Вячеслав Валентик отмечает,
что опыт Китая показывает, что механизм транспортных субсидий
— действенный инструмент поддержки экспортеров, который
обеспечил многократный рост объемов транспортировки китайской
продукции в РФ и Европу. Инициативы по развитию практики
выделения субсидий в поддержку российского экспорта, в том
числе на перевозку в разных типах подвижного состава, можно
только приветствовать, отмечает топ-менеджер. «Когда мы
создавали первый маршрут, запросы грузоотправителей
ограничивались доставкой грузов в контейнерах, поэтому и был
выбран формат ускоренного контейнерного поезда»,— объясняет
он, говоря, что при устойчивом спросе на перевозку в крытых
вагонах и цистернах РЖДЛ разработает расширенный сервис.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что
речь может идти о годовом объеме экспорта свыше 500 тыс.
тонн. По его словам, эта мера позволит расширить экспорт
семян льна и рапса, пшеницы, отрубей и растительного масла в
Монголию и Китай. По его оценке, совокупные затраты на
перевозку этих грузов по территории РФ составляют не менее 1
млрд руб., под компенсацию может подпадать до 500 млн руб.