Разделы
      НОВОСТИ          ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ        ПОИСК     
12.05.2017
Чем грозит пекарням СЗФО запрет на возврат хлеба из магазинов

С 1 июня торговые сети прекращают возвращать хлеб производителям - Роспотребнадзор поддержал прозвучавшую в Госдуме инициативу запретить этот процесс законодательно. Поможет ли эта инициатива сократить потери хлебозаводов, выяснял корреспондент "РГ".

По данным Российского союза пекарей, в 2016 году было продано 11 миллионов тонн хлебобулочной продукции. Цифра, казалось бы, внушительная, но это всего лишь 30 процентов от изначально поставленного в магазины хлеба.

Интерес к проблеме возник год назад, когда хлебопеки города заявили, что ежегодно теряют миллиард рублей из-за непроданного товара, а ежедневно получают от сетей обратно 10-12 процентов поставок, причем по цене закупки. Тогда именно в Северной столице было решено начать пилотный проект по постепенному отказу от возвратов - соглашение об этом подписали Российская гильдия пекарей и кондитеров и Ассоциация компаний розничной торговли. За последний год, по уверениям сторон, благодаря совместной работе объемы возвратов уже сократились на 30-40 процентов.

Однако, видимо, серьезно ситуацию это не изменило, потому что в апреле вопрос снова поднялся, только теперь на более высоком уровне: "В отрасли сложилась недопустимая ситуация, при которой страна теряет три миллиона тонн высококачественной ржи и пшеницы, а совокупный денежный убыток составляет порядка 50-60 миллиардов рублей", - отметила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и предложила запретить возвраты законодательно. Инициатива встревожила многих, но большинство сходится в мнении, что инициатива эта бесполезная.

Так, глава минпромторга Денис Мантуров выразил опасения, что если запрет будет введен, сети массово перейдут на собственную выпечку, что плохо отразится на пекарнях. А вот ретейлеры и хлебопеки уже заявили, что разобраться можно и без введения специального закона: "бизнес должен уметь договариваться". Что, по их словам, постепенно и происходит.

- Возврат хлеба с истекшим сроком годности сегодня и так запрещен, просто в законе о торговле есть некорректные формулировки, которые трактуются по-разному. Поэтому это предложение будет иметь вид либо уточнения существующих норм, либо дополнений в смежные правовые акты. Вопрос ведь не в законе, а в том, как нам практически прийти к обнулению возврата? - комментирует президент Ассоциации хлебопеков Санкт-Петербурга Александр Зорин.

По словам специалиста, пока "обкатан" единственный способ - делать правильные заказы. Но и он сейчас для многих становится серьезной сложностью. Отслеживать динамику спроса и исходя из этого предугадывать требуемый объем заказа в изменяющихся условиях готовы не все сети. Это требует новых стандартов работы менеджеров, персонал зачастую надо переучивать. Некоторые идут на это, а некоторые предпочитают жизнь себе не усложнять и продолжают делать заявки, не соответствующие реальному потреблению. Таких, может быть, законодательный запрет и дисциплинирует. Ведь тогда утилизировать остатки придется самим сетям, а сейчас убытки ложатся исключительно на плечи производителей (причем кондитерские изделия с кремом, например, не переработать даже на сухари).

Вместе с тем, предполагают эксперты, с введением закона может измениться и сама схема поставки хлеба. Так, скорее всего, сети будут теперь не единоразово заказывать, а пополнять прилавки необходимыми изделиями по факту продаж.

- Уже сейчас есть предложения увеличить частоту завоза хлеба в магазины и одновременно снизить объемы продукции, которую завозят за раз. То есть поставлять товар чаще и более маленькими партиями. Это позволит корректировать объемы заявок и, если на какой-то полке товар закончился, оперативно пополнять ее свежими изделиями.

Пока, правда, непонятно, как это будет выглядеть с точки зрения транспортных затрат, но в любом случае, производителям это выгоднее, чем потери от возвратов, - прокомментировал "РГ" представитель одной из торговых сетей.

Однако пока эта схема взаимодействия еще не опробована, есть и вот какие прогнозы: магазины станут делать заказы осторожнее, а потому ассортимент станет меньше. Не исключено, что от некоторых позиций сети вообще могут отказаться. Некоторые российские заводы уже подчеркнули, что тоже готовы исключить из линейки наименее популярные категории. Если брать цифры, то это 5-7 позиций из двадцати. Другими словами, найти свою любимую булочку вы сможете не везде.

А это может привести в тому что часть покупателей перейдет на сторону маленьких пекарен. В прошлом году число таких точек по Петербургу выросло на 20 процентов.

В основном это малый бизнес, предпочитающий локацию в спальных районах. Открыть такое заведение можно практически с нуля, к тому же петербуржцев не всегда устраивают супермаркеты.

Наличие горячей выпечки, которая готовится буквально на глазах и не залеживается, привычный ассортимент, нередко более приемлемые цены - делают этот формат популярным. Объявлений о продаже таких точек или случаев закрытия совсем немного.

Не так давно появился еще один тренд: открываются специальные школы и курсы по выпечке хлеба. Учиться этому можно даже в режиме онлайн.

Сейчас ретейлеры уверены, что справиться с проблемой могут своими силами. Крупные торговые сети заверили, что и без принятия закона прекратят возвраты уже с 1 июня. "Принять такой закон можно, если нужно быстрое решение с непонятными результатами", - резюмировали в Ассоциации компаний розничной торговли.

Тем временем

Буквально на прошлой неделе у мусорного контейнера в центре Петербурга, во дворе дома N 23 по улице Рубинштейна горожане обнаружили целую коробку хлеба из ближайшего супермаркета. Судя по этикеткам, продукцию выбросили из-за окончания срока годности. Заботиться о сдаче ее поставщикам или на переработку не стали. В супермаркете сообщили: коробку, наверное, стащили бездомные, а наевшись, бросили.

Источник: Российская Газета
Регион: Россия
Разделы: Хлеб   


Вернуться к списку новостей

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность