Первый экспорт пойдет в Далянь или в Шилун
Первый поезд с экспортным российским продовольствием для
Китая из центра России может отправиться уже 31 марта. Но
конечная точка маршрута пока не определена: либо Шилун в
провинции Гуандун, где у российских экспортеров есть клиенты,
либо крупный порт Далянь (Дальний). Доставка в Далянь
обойдется значительно дешевле, но здесь железной дороге
составляет серьезную конкуренцию морской транспорт.
Пилотная отправка поезда с российским продовольствием в Китай
намечена на 31 марта, следует из протокола совещания у
заместителя директора департамента экономики и финансов
правительства Антона Григорова от 1 марта (есть у
"Ъ"). Дату подтвердили и собеседники "Ъ",
готовящие отправку.
Как следует из протокола, Российский экспортный центр (РЭЦ)
определил точку доставки грузов — Шилун в южнокитайской
провинции Гуандун, где ряд компаний проявили интерес к
участию в пилоте. Общая стоимость поставки по маршруту
Ворсино (Калужская область)--Шилун — около $3,4 тыс. за
40-футовый контейнер (FEU), доставка по КНР — $1,9 тыс. с
учетом дисконта китайской Sinotrans. Вместе с тем "РЖД
Логистика" (РЖДЛ, логистический оператор экспортного
поезда) предлагает рассмотреть и альтернативу — поставку в
порт Далянь, стоимость которой ниже ($2,6 тыс. за FEU, из них
$800 — доставка по Китаю. По данным "Ъ", очередное
заседание в аппарате правительства состоится завтра.
О старте экспорта продуктов из ЦФО в Китай по железной дороге
"Ъ" писал 17 февраля. Эксперты считали направление
перспективным: доставка в 2,5 раза быстрее, чем морем.
Возможные товары — как уже существующие статьи экспорта
(мороженая рыба, соевые бобы, кукуруза, растительное масло,
мука), так и пока неотправляемые — мед, алкоголь, кедровый
орех, минералка, мороженое, детское питание, кондитерские
изделия.
Работа по запуску пилотного поезда в Китай идет на
правительственном уровне, говорит замглавы аналитического
центра при правительстве РФ Татьяна Радченко, сейчас
определяется конечный пункт назначения в Китае. С декабря
2016 года прорабатывались варианты Сучжоу, Даляня, Инкоу,
Тяньцзиня, Пекина, Гуанчжоу, Нинбо, Шэньчжэня и Циндао. В
феврале в качестве первой точки был определен Далянь, затем
после дополнительных переговоров с экспортерами и китайскими
логистическими компаниями (в частности, с Sinotrans) среди
потенциальных пунктов поставки появился Шилун.
"Точка прибытия поезда в КНР — это не строго
определенная константа,— говорит замдиректора по продажам
РЖДЛ Александр Баскаков.— Сейчас мы с коллегами из РЭЦ,
"Трансконтейнера", Минтранса, правительства и ОАО
РЖД находимся в процессе ее обсуждения, чтобы дать
экспортерам возможность выбора". В Даляне, добавляет он,
большой транспортный хаб, который позволяет в течение
одного-двух дней организовать доставку продуктов почти в
любую точку Китая, что может стать конкурентным преимуществом
для экспортеров. "В будущем мы хотели бы сделать из этой
идеи не разовую акцию, а полноценный контейнерный сервис,—
говорит господин Баскаков.— И с этой точки зрения дислокация
Даляня позволяет рассматривать его как один из хороших
вариантов. Но итоговое решение будет принято исходя из
потребностей грузоотправителей". В РЭЦ соглашаются, что
противоречия между предложениями нет, "есть разные
запросы со стороны экспортеров: одним необходимо направлять
продукцию в Шилун, другим — в Далянь".
Шилун, в отличие от Даляня, не является портом, говорит
Татьяна Радченко. Но местные власти заинтересованы в развитии
района и готовы обсуждать взаимные уступки для формирования
грузопотоков. Ряд заявок на это направление сформирован и от
российских компаний. "Но поставки в Шилун пока почти на
$1 тыс. за FEU дороже, чем в Далянь,— отмечает она.— Основные
надежды по снижению цены возлагаются на возможное в
перспективе снижение тарифов ОАО РЖД". Далянь
привлекателен как порт из-за возможности дальнейших поставок
морем на юг Китая, но там выше конкуренция, так как туда
можно поставлять продукцию и морем, что все еще дешевле.
"Получается, что готовность российских и китайских
логистических компаний снижать тариф связана с конкуренцией
альтернативных видов транспорта",— говорит госпожа
Радченко. Впрочем, замечает источник "Ъ", знакомый
с ситуацией, рассматривается и вариант, при котором после
пересечения границы часть отправок будет уходить в Шилун, а
часть — в Далянь. Переговоры с экспортерами идут нелегко: по
словам госпожи Радченко, они считают, что тарифы все еще не
конкурентоспособны по сравнению с другими видами транспорта
(автомобильными и морскими перевозками). Основным
преимуществом поезда остаются короткие сроки доставки — не
более 13-14 дней.